Специалистам

30 сентября 2014

Мобильное общество – мобильные библиотеки

Передвижные библиотеки, имевшие широкое распространение в советское время, выполняли преимущественно те же функции, что библиотеки стационарные, хотя и в несколько сокращенном виде. Они были призваны снабдить минимальным набором книг жителей тех районов, которые не имели доступа к стационарной библиотеке. Роль библиотекаря в стационарной и передвижной библиотеке была практически одинаковой – выдавать книги читателям, рекомендовать им, что почитать. При этом вся система работала на основе субъект-объектных отношений, когда предполагалось, что профессионал-библиотекарь наделен теми знаниями, которые недоступны «простому читателю», и потому он призван формировать «правильные» читательские вкусы, прививать ему культуру, в общем, с помощью книг создавать нового человека. При этом предполагалось, что авторитет библиотекаря так высок и непререкаем, что обычный человек готов быть объектом культурно-воспитательного, а отчасти и агитационного воздействия. В постсоветское время переход от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию стал насущно необходимым для функционирования большого числа социальных институтов. Это касается и сферы здравоохранения, и образования, и библиотечного дела. Причем для библиотек это может быть еще более важно, чем для других институтов, поскольку потеря читателей, во многом связанная с устаревшими формами взаимодействия с ними, представляет угрозу для существования самих библиотек.

Для профессионального сообщества очевидно, что современная публичная библиотека может быть конкурентоспособной при соблюдении двух условий: субъект-субъектной коммуникации специалистов и читателей и при переходе от библиотеки как книгохранилища, к полифункциональности ее деятельности, сочетании традиционных ее функций с функциями более широкими: от организации досуга до передачи той информации и обучения тем навыкам, которые остро необходимы современным людям: разного возраста, образовательного уровня и места проживания. Современная жизнь требует от человека постоянной мобильности: социальной, образовательной, информационной. Соответственно, что для этого требуется построение интегрированной коммуникации между представителями отрасли и потенциальными и фактическими потребителями услуг. В этом смысле потенциал современных мобильных библиотек просто огромен. Их принципиальная мобильность, причем не только связанная с тем, что они могут территориально приближаться к своим читателям, но и с тем, что их оборудование позволяет постоянно и быстро модернизировать предлагаемые услуги, позволяет отрабатывать те формы и способы работы, многообразие контента услуг, которые может стать полезной для стационарных библиотек. В силу своей базовой нацеленности на новый тип взаимодействия с потребителем, мобильные библиотеки лишены тех стереотипов в работе, которые нередко типичны для библиотек стационарных. При этом у мобильных библиотек есть очень серьезное преимущество – они приезжают в такие места, где их ждут. Иными словами, здесь нет острой проблемы стационарных библиотек – в них зачастую не идут читатели. Мобильная библиотека не ждет читателя-потребителя, она сама едет к нему. В этом смысле коммуникация устанавливается значительно быстрее и эффективнее, тем более, что приезд библиомобиля КИБО – это событие для жителей удаленных от учреждений культуры мест.

Современное общество становится все более мобильным, мобильные библиотеки обеспечивают мобильность для всех участников коммуникации для всех субъектов взаимодействия. Начнем с того, что специалист, который работает в мобильной библиотеке, кроме привычных и традиционных функций библиотекаря, вынужден выполнять широкий набор непривычных для себя действий. Он должен обладать теми навыками, без которых зачастую обходился, работая в стационарной библиотеке. А для этого он должен пройти специальное обучение, причем регулярное изменение перечня предлагаемых мобильной библиотекой услуг, предполагает, что библиотекарь будет учиться постоянно. А если учесть, что все КИБО подключены к Интернету, что многие специалисты ведут занятия по обучению своих потребителей новым медиа, то получается, что работа в мобильных библиотеках формирует новый тип библиотекаря – человека, владеющего современными технологиями, умеющего учить и учиться, способного выполнять широкий, разнообразный и постоянно меняющийся спектр разнообразных функций. В этом смысле работа в мобильной библиотеке дает ее сотрудникам мощный стимул для саморазвития и повышения собственной социальной мобильности. Правда, на наш взгляд, мобильным библиотекам и их сотрудникам необходима постоянная координация со стороны организации, ориентирующей их деятельность на инновации и проводящей постоянное обучение библиотекарей. В противном случае с высокой вероятностью можно прогнозировать, что возможности КИБО будут использоваться в минимальной степени, а современные их возможности если и будут использоваться, то для решения привычных и отнюдь не инновационных задач.

Что касается современных жителей села, а именно к ним чаще всего приезжают мобильные библиотеки, то одной из самых болезненных для них проблем сегодня является не только более низкий по сравнению с городом уровень жизни и отсутствие нормальных бытовых удобств. Не менее болезненно зачастую воспринимается невключенность в современную социальную жизнь, которую они видят, например, по телевидению. Ощущение выключенности из социальной жизни – активной и мобильной, не может стать слабее только за счет приезда автобуса с книгами, которые можно взять почитать. Это, конечно, очень полезно, но этого явно недостаточно. КИБО с его Интернетом, с обучением работы в нем, с выставками и другими услугами, демонстрирует людям их принадлежность к современности, к мобильности, что чрезвычайно важно.

Очень важным представляется и то, что специалисты мобильных библиотек устраивают праздники для жителей тех сел, куда они приезжают. Книги, выставки, новые медиа и праздничность – это тот богатый континуум, который делает приезд КИБО меняющим социально-психологический климат тех мест, куда они приезжают. Другое дело, что это получается в случае связности предлагаемых услуг. Соединение новых медиа и архаичных, повторяемых из года в год праздников, например, отсутствие единого посыла на современность и мобильность, может разрушить весь кумулятивный эффект, всю идею использования передвижных библиотек как способа повышения социальной мобильности в быстро меняющемся мире людей, по каким-то причинам лишенным таких возможностей. Совсем не обязательно, что это всегда ограничения территориальные, те же самые функции мобильная библиотека может успешно выполнять по отношению к людям, имеющим социальные дефициты в связи с ограничениями, связанными с состоянием их здоровья.

К сожалению, пока в России мало мобильных библиотек. Сегодня имеющиеся КИБО во многом еще нарабатывают опыт построения коммуникации нового типа со своими читателями и потребителями. Идет активный процесс формирования современного контента, форм, методов работы и, что не менее важно, нового типа библиотекаря. Не вызывает сомнений, что потребность в мобильных библиотеках очень велика, причем в разных мобильных библиотеках: от детских до работающих в пожилыми людьми, от приезжающих в удаленные деревни до ориентированных на спальные районы мегаполисов, где в немалой степени ощущаются социально-культурные дефициты. Общество будет становиться все более мобильным, и мобильные библиотеки могут стать одним из существенных катализаторов развития общества в этом направлении. 

Любовь Борусяк

доцент Государственного университета «Высшая школа экономики», кандидат социологических наук