Публикации

18 декабря 2015

О. Сафронова. Кто он, "мобильный" читатель?

"БИБЛИОПОЛЕ", №10, 2015

Технология проведения социологических опросов пользователей на базе КИБО

Сегодня коллеги широко используют в своей работе технологии социологических исследований.  Их результаты позволяют им грамотно выстроить свою практику. В большинстве случаев объектом таких изысканий становится читатель – главный потребитель услуг. Можно с уверенностью утверждать, что посредством мобильной библиотеки можно эффективно провести подобный анализ. Ведь именно она контактирует с пользователем в привычной среде, на его территории.

Существует множество классификаций этих исследований. По количеству проведения они делятся на разовые и повторные. Первые дают моментальный информационный срез изучаемого предмета. Примером его в мобильной библиотеке, может послужить устный опрос пользователей мобильной библиотеки (МБ) об их читательских предпочтениях. 

Повторные социологические исследования организуются с определённой периодичностью и показывают динамику изучаемого объекта. Это, в основном, панельный мониторинг (когда один и тот же объект изучается по одной и той же схеме). Его классическим примером служит всероссийская перепись населения. Сотрудники мобильной библиотеки также  проводят повторные опросы, анализируя свою работу.  Они регулярно опрашивают людей, узнавая в  том или ином населенном пункте о  качестве предоставляемых информационных услуг.

По способу обработки полученной информации социологические исследования можно разделить на разведывательные, описательные и аналитические. Разведывательные (или точнее – пилотные) являются как самостоятельными экспресс исследованиями, так и частью крупных аналитических изучений. Этот вид «мобильные» коллеги часто применяют в своей работе с пользователями, интересуясь их информационными запросами, просматривая их читательские формуляры, формируя документный фонд для следующего выезда.

Описательные социсследования проводятся при изучении неоднородной среды. Их применяют многие специалисты, составляя портрет пользователя. В деятельности МБ такая работа  необходима на первом этапе организации обслуживания в новом населённом пункте.

Аналитическими называют комплексные исследования, включающие все предыдущие типы. Они ставят перед собой более сложные задачи, чем первые два,  затрагивают широкие временные рамки и подразумевают глубокий анализ.

Сотрудникам мобильной библиотеки не под силу самим инициировать и организовать от начала до конца подобную акцию.  Но встроиться в такое мероприятие, реализуемое стационарной библиотекой, - это  вполне продуктивное, на мой взгляд, решение. 

Приведу пример из практики. Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина  - в данный момент осуществляет крупное социологическое исследование «Книга. Общество. Читатель». Ульяновский КИБО при этом используется для анкетирования населения Ульяновской области (подробную информацию об этом вы сможете найти на сайте библиотеки).

По методам сбора информации выделяют несколько типов социологических исследований: анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент, изучение бюджетов времени.

С анализа документов должна начинаться деятельность сотрудника МБ по организации пункта внестационарного обслуживания. Именно письменные источники помогут библиотекарю проанализировать ситуацию в том или ином населенном пункте и определить дальнейшие шаги. Здесь необходимо учитывать следующие факторы:

- статус документа. Можно использовать как официальные, так и неофициальные источники (дневниковые записи, письма, странички сообществ в соцсетях);

- сроки действия этого документа. Прежде чем приступать к анализу, необходимо выяснить, когда он был создан и на какой период рассчитан;

- достоверность источника. Если есть возможность, следует проверить, соответствует ли документ действительности, особенно если он не имеет официального статуса.

Наблюдение – этот вид изучения  «мобильный» библиотекарь постоянно применяет в своей работе. Оно начинается, с того момента, когда  КИБО приступает к  обслуживанию населения. Хорошо, если наблюдатель ведет записи, которые в  дальнейшем помогут анализировать ситуацию. Это может быть дневник наблюдений или так называемый бортовой журнал.

Опрос  - наиболее часто используемый коллегами тип сданной практики. Он в свою очередь делится на устный и письменный. Первый наиболее прост в реализации, но, проводя его, необходимо учитывать степень  подготовленности специалиста: результаты опроса напрямую зависят от компетентности опрашивающего и психологического состояния респондента. Письменный опрос носит более опосредованный характер. Чаще всего он бывает в форме  анкетирования. При его организации необходимо учесть, что результаты  опроса зависят от следующих факторов: настоящей ситуации, психологического состояния респондента и содержания опросного листа. Поэтому в полевых  условиях работы мобильной библиотеки важно создать комфортную  обстановку для ответов на его вопросы. Опросник  не должен быть слишком сложным и длинным - оптимальное время его заполнения составляет 20-30 минут. Возможен также вариант такой работы дома. Но это имеет свои минусы. Есть риск, что вам могут не вернуть анкету, или она будет оформляться не только самим респондентом.

Эксперимент требует от специалиста большого профессионализма и изобретательности. При его осуществлении вы сами моделируете необходимую ситуацию и делаете выводы по итогам работы.

К примеру, если сотрудник МБ хочет выяснить реальные читательские предпочтения молодежной аудитории, с которой он имеет дело, то он может  договориться с одним из её представителей. Этот человек инициирует беседу на соответствующую тему и является своеобразным катализатором необходимой для наблюдения ситуации.

Изучение бюджетов времени – наиболее интересный и непростой вид социологической работы. Он сложен как в проведении, так и в обработке. Основой этого метода является ведение дневника самонаблюдения.

К примеру, можно изучить место чтения в повседневной жизни человека. Если библиотекарю удастся найти грамотного респондента, который способен описать, в какой момент, сколько времени, как и что он читает, то данный материал будет бесценным для  глубокого анализа.

Если говорить конкретно о читательской среде мобильной библиотеки, то прежде чем приступить к мониторингу, необходимо очертить её границы.

Нужно определиться, что является для вас читательской средой: тот населенный пункт, который вы обслуживаете, или район, где находятся ваши точки обслуживания, или ваш регион. . Круг пользователей  можно расширить, если вы активно работаете в интернет-среде.

Исследуя читательскую среду важно установить её следующие характеристики:

- социальные (социальный статус, семейное положение, род занятий);

- этнические (национальный состав);

- физиологические (возраст, пол, состояние здоровья);

- культурологические (традиции, уклад жизни, увлечения).

Учитывая совокупность этих данных, можно организовать мобильное обслуживание на оптимальном уровне.

Анализируя предпочтения своей аудитории, библиотекари традиционно спрашивают о любимом авторе и жанре художественного произведения.  Однако сегодня на первый план выступают вопросы объема и формата чтения. Мы находимся в ситуации влияния на человека глобальных информационных потоков, поэтому объем потребляемой информации имеет для многих ключевое значение. Формат чтения в эпоху цифровых технологий также имеет несколько вариантов, как традиционный бумажный, так и мультимедийный или электронный.

Как уже говорилось выше, с помощью социологических исследований возможно проанализировать не только читательскую среду, но и качество работы  мобильной библиотеки. В данный момент всероссийский куратор проекта «Мобильное библиотечное обслуживание в России»  некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» проводит опрос, который называется «Качество мобильного библиотечного обслуживания».

Ульяновский КИБО принял в нем участие. Познакомлю с  некоторыми промежуточными итогами опроса.

Жителям с. Елшанка, одного из населенных пунктов нашей области ноябре 2014 г. предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Оцените работу мобильной библиотеки в целом.

2. Режим её работы.

3. Качество библиотечных фондов.

4. Какими услугами Вы пользуетесь чаще всего?

5. Каких услуг Вам не хватает?

6. Доступ к интернету (удовлетворён; не удовлетворён; затрудняюсь ответить).

7. Возможность удалённого доступа к информационным  ресурсам библиотеки (удовлетворён; не удовлетворён; затрудняюсь ответить).

8. Комфорт и организация  библиотечного пространства (удовлетворён; не удовлетворён; затрудняюсь ответить).

9. Культура обслуживания  и компетентность сотрудников библиотеки (удовлетворён; не удовлетворён; затрудняюсь ответить).

10. Качество рекламы библиотечных услуг (удовлетворён; не удовлетворён; затрудняюсь ответить).

11. Какое самое яркое событие, мероприятие мобильной библиотеки Вам особенно понравилось?

12. Ваши предложения по совершенствованию работы мобильной библиотеки.

Укажите ваш возраст: до 20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, 50 лет и старше.

В опросе  приняли участие 18 респондентов (схемы 1 и 2).

Схема 1

Возрастной состав показал, что основные потребители библиотечных услуг  -  дети и подростки, а наименее охваченным является трудоспособное население. Это связано с графиком работы мобильной библиотеки.

Проанализировав ответы коллеги пришли к выводу, что все респонденты в целом удовлетворены работой библиотеки. Большую их часть, точнее 78процентов устраивает режим работы. Практически все опрошенные довольны качеством фонда и доступом к интернету. Чаще всего читатели пользуются услугами абонемента. 61процент  пользователей удовлетворены удалённым доступом к ресурсам библиотеки. Все респонденты считают пространство КИБО комфортным, их устраивает культура обслуживания и компетентность сотрудников. Качеством рекламы библиотечных услуг удовлетворены 83 процента  ответивших.

Чего не хватает нашим читателям?

Подростки высказали пожелание о проведении различных мастер-классов. Однако отсутствие консультаций специалистов различного профиля объясняется конструкцией библиомобиля: в нём могут ехать только три человека, включая водителя.

На вопрос о предложениях по совершенствованию работы мобильной библиотеки респонденты, к сожалению, затруднились ответить.

Данный опрос ясно показал, что социологические исследования в библиотеках помогают получить актуальную информацию, найти общий язык с пользователями, выстроить грамотные отношения с органами власти и определить свое место на рынке библиотечно-информационных услуг.  Такой же опрос будет проведен и в других населенных пунктах области, где работает мобильная библиотека.

Ольга Сафронова

зав. сектором мобильного обслуживания Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина