Форматы деятельности

КИБО Форматы деятельности

Основные форматы деятельности мобильного комплекса:

  •     информационный центр;
  •     мобильная библиотека;
  •     выставочный центр;
  •     дистанционный консультационный и образовательный центр;
  •     детский центр;
  •     площадка для проведения семинаров, мастер-классов и презентаций;
  •     мобильная общественная приемная;
  •     мобильный центр предоставления государственных услуг населению;
  •     центр доступа к информации для людей с ограниченными возможностями;
  •     центр технического обеспечения проведения массовых мероприятий и т.д.


Некоторые форматы деятельности КИБО описаны в разделе "Проекты и конкурсы".

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ИТОГАМ АНКЕТИРОВАНИЯ

В 2012 году  был проведен опрос библиотек, которые организуют мобильное библиотечное обслуживание населения у себя в регионах. В опросе приняли участие 15 региональных и муниципальных библиотек, на базе которых работают мобильные комплексы информационно-библиотечного обслуживания (КИБО).

Первые КИБО появились в регионах России в период с 2009 по 2011 годы  в рамках проекта «Организация мобильного обслуживания населенных пунктов, не имеющих библиотек» Федеральной целевой программы «Культура России».  С 2011 года регионы начали приобретать КИБО за счет региональных и спонсорских средств.

КИБО предоставляют пользователям информационные, библиотечные, образовательные, культурно-досуговые, выставочные и другие услуги с использованием широкополосного доступа в Интернет.

Мобильные библиотеки посещают и деревенскую глубинку, где нет библиотек, и городские дворы, устаивая в них читальные залы. КИБО сотрудничают с сельскими библиотеками, обогащая их фонды, являются желанными гостями в летних детских оздоровительных лагерях. Практически КИБО использует все формы библиотечной работы, добавляя к ним современную мобильность и интерактивность.

Самыми популярными услугами на сегодня являются:
- Выдача во временное пользование книг из фонда КИБО, предварительный их заказ.
- Ксерокопирование и печать документов.
- Просмотр фильмов и других мультимедийных документов.
- Поиск информации в сети Интернет.  
- Организация мероприятий разной тематической направленности: передвижные книжные выставки, обзоры новинок литературы, праздники, конкурсы, игры.

Начинает свою работу КИБО, как правило, с презентаций, на которых местные жители могут познакомиться с возможностями библиомобиля, потрогать все своими руками, задать вопросы персоналу. Приезд КИБО в регион - очень важное событие, которое не обходит вниманием ни одно местное СМИ.

С учетом пожеланий местного населения разрабатываются маршруты поездок. Средняя протяженность однодневного маршрута 100 – 150 км. Оптимальное количество стоянок для одного маршрута – 3-4. Стоянки в среднем занимают 1-3 часа в зависимости от количества жителей.  Жители населенных пунктов заранее оповещаются о времени приезда и месте стоянки КИБО.  Помимо маршрутных выездов организуются разовые поездки с мероприятиями. Часто КИБО становиться активным участником уникальных культурных событий, различных фестивалей, слетов, праздников городского, районного, областного, федерального и международного уровней.

Работа в КИБО требует от персонала высокой квалификации, разнообразных умений и компетенций. Поэтому Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека» при поддержке Министерства культуры РФ и руководство библиотек, в которых имеются КИБО, регулярно, проводят семинары-практикумы, вебинары по повышению квалификации персонала мобильных библиотек.  На семинарах-практикумах основное внимание  уделяется практическим занятиям с использованием интерактивных образовательных технологий. Участники опроса  особо отметили задания и деловые игры, которые ориентированы на создание сетевых проектов по мобильному библиотечному обслуживанию.

Участники опроса испытывают потребность в организации заочных форм образования -  вебинарах и виртуальных конференциях.

Деятельность КИБО осуществляется в специализированных отделах библиотек, которые называются по-разному: отдел внестационарного библиотечного обслуживания, центр мобильного библиотечно-информационного обслуживания и др. Сотрудничают в КИБО коллективы из 2-3 человек: заведующий отделом, библиотекарь и водитель. Подбирается персонал с учетом следующих дополнительных качеств: человек, должен быть коммуникабельным, творческим, легким на подъем, хорошо переносить дорогу, согласен работать в выходные и вечернее время. Водители кроме своих прямых обязанностей помогают устанавливать оборудование, монтировать сцену, делает мелкий ремонт. На случай отпусков и болезней основного состава КИБО имеется резерв, полностью владеющий всеми навыками обслуживания библиомобиля.

В отсутствии поездок сотрудники КИБО занимаются формированием фонда, подготовкой мероприятий, выполняют индивидуальные заявки, анализируют статистику, составляют отчеты о своей работе, планируют рекламную деятельность.
Фонд библиомобилей выделен в отдельную структуру. Комплектуется в соответствии с информационными запросами жителей области.

Реклама услуг мобильных библиотечных комплексов представлена широко. Повсеместно устраиваются  презентации библиомобилей с показом его возможностей. Информация о его работе подается в местные газеты, на телевидение и радио. Публикуются мультимедийные путевые заметки на корпоративных сайтах, блогах, страницах и группах библиотек в социальных сетях. Это помогает налаживать обратную связь с пользователями КИБО, находить новых читателей, партнеров и экспертов для организации совместных проектов.

По мнению участников опроса для эффективного использования  КИБО в регионе в первую очередь необходимо организовать:
1. условия для технического содержания КИБО (гараж, ремонт, условия для мойки машины);
2. регулярное финансирование;
3. широкую рекламную компанию;
4. творческую увлеченную группу сотрудников - команду единомышленников;
5. тесное взаимодействие КИБО с органами местного самоуправления и коммерческими структурами, поиск новых партнеров и спонсоров;
6. изучение запросов населения через анкетирование;
7. организацию в регионе сети КИБО, в идеале – в каждый район по КИБО. Или на 2-3 района 1 библиомобиль.
Подписывать с местной администрацией договоры о сотрудничестве на библиотечное обслуживание населения, проживающего в данных районах.

В Москве для детского мобильного библиотечного обслуживания был создан специальный КИБО. Библиомобиль оснащен планшетными компьютерами, интерактивной доской, проектором, звуковой панелью, телевизором, акустической системой и даже телескопом. Внутри он разделен на две функциональные зоны: первая зона выделена под проведение семинаров, лекций, интерактивных уроков, а вторая предназначена для отдыха и видеопросмотров. Мобильный центр оборудован выдвижным планшетом, что позволяет использовать площадь под ним для проведения различных занятий на открытом воздухе. Для детей с ограниченными физическими возможностями установлен гидравлический подъемный борт со съемным ограждением.

Детский КИБО организует встречи с детскими писателями, литературные викторины, интеллектуальные игротеки, мастер-классы, творческие конкурсы, обзоры новинок деткой и подростковой литературы и многое другое.

Благодаря библиопутешествиям, сотрудники КИБО убедились, что спрос на книги и чтение у россиян не угас, их по-прежнему интересуют литературные новинки, книги о родном крае, нон-фикшн и другие темы. Жители городов и сел видят в КИБО и консультационный,  образовательный центр, и  площадку для проведения семинаров, мастер-классов,  презентаций. Повсюду он вызывает искренний интерес профессионалов из области культуры и образования, а также региональных и муниципальных руководителей.

Для расширения мобильного библиотечного обслуживания в стране в целом необходимо:  
1. Увеличить количество мобильных библиотечных комплексов в регионах;
2. Создать единый методический центр, который бы занимался теорий и практикой продвижения мобильного библиотечного обслуживания;
3. Ассоциацию мобильных библиотек;
4. Организовать сетевую деятельность КИБО;  
5. Развивать систему обучения и переподготовки кадров.
6. Провести фестиваль КИБО, с приглашением органов государственной власти субъектов федерации.

Опрос показал, что потребность в мобильном библиотечном обслуживании с учетом существующих темпов развития Интернета и электронных библиотек не только сохранится, но и будет возрастать.
Респонденты отмечали, что потребность в мобильном обслуживании в ближайшее время не сильно изменится, т.к. Интернет в российскую «глубинку» продвигается очень медленно. Будут меняться  услуги, которые оказывают мобильные библиотеки. КИБО будут очень востребованы населением благодаря своей многофункциональности.  «Учитывая развитие Интернета, возрастет потребность в КИБО как в грамотном навигаторе в потоке информации и модераторе важных для местного сообщества социальных проектов».