США

14 декабря 2012

История букмобилей в Америке

История букмобилей в Америке началась в 1905 году, когда библиотека округа Вашингтон купила лошадь и фургон для книг. Библиотекарю-кучеру приходилось совершать многодневные путешествия, чтобы добраться до самых глухих окраин штата. Новшество прижилось не сразу: некоторые фермеры даже принимали книжный фургон за катафалк. Пришлось срочно перекрасить повозку из черного в ярко-красный, чтобы не отпугивать потенциальных читателей.

Букмобиль на конной тяге проработал до 1910 года, пока однажды не попал под товарный поезд, пересекая железнодорожные пути. От самого фургона мало что осталось, но идея передвижной библиотеки не пострадала: уже через два года старомодную двуколку сменил первый в Америке книжный автомобиль.

Это был принадлежавший библиотеке Эверетта грузовик Форд модели T, в кузове которого местный мастер соорудил хранилище для книг. Букмобиль назвали “Пегас”, в честь лошади из популярного романа того времени “Парнас на Колесах”, в котором речь шла о странствующем продавце книг. Библиотекари гордились своим “Пегасом”, в любую погоду и по любым дорогам доставлявшим книги тем читателям, которые не могли сами добраться до библиотеки. “Мы” – говорил тогдашний начальник Полевого Отдела библиотеки – “библиотечная морская пехота. Мы должны донести книги до читателей во что бы то ни стало”. “Пегас” бессменно проработал до 1950 года, был списан, возил щебень, потом стоял в гараже, а не так давно его нашли и восстановили на средства той самой библиотеки, которой он прослужил первые двадцать шесть лет жизни. Теперь букмобиль-ветеран снова в строю, и помогает продвигать идею мобильных библиотек, занимая почетное место на праздничных парадах четвертого июля.

В тридцатых годах, во времена Великой депрессии, большинству американцев было не до чтения – у многих не было еды, одежды и крыши над головой, не то что доступа в библиотеки. Особенно тяжело с книгами было в гористых районах Кентукки, в Аппалачах, где маленькие шахтерские деревни были почти целиком оторваны от внешнего мира и где не хватало даже учебников в школах, а часто не было даже самих школ.

И тогда Work Progress Administration, ведомство при президенте Рузвельте, занимавшееся устройством безработных, начало программу Pack Horse Librarians – Конных Библиотекарей. Сотни людей получили работу, а десятки тысяч жителей глухих деревень – доступ к книгам. Конные библиотекарям приходилось нелегко – нужно было верхом на лошади с грузом книг взбираться по крутым горным тропам, переходить опасные перевалы с названиями вроде Глотка Дьявола и Головорез, и всё это в любую погоду и время года, ежедневно рискуя жизнью. А если учесть, что Конные Библиотекари в основном были женщинами, становится очевидно, что Pack Horse Librarians – герои не хуже любых солдат.

Жителям Аппалачей книги были нужны, как воздух – там не было ни газет, ни радио, и передвижная библиотека часто была единственным источником информации о внешнем мире. Огромным спросом пользовались журналы по садоводству, медицине и домашнему хозяйству, а приключенческие романы для многих быстро стали любимым отдыхом от нудной и тяжелой шахтерской работы. Часто старшие члены семьи вовсе не умели читать, и тогда семьи по вечерам собирались вокруг детей, которые читали родителям вслух. Не обходилось и без недовольства: так, некоторые отцы семейств сетовали на то, что с тех пор как их дети стали читать, на ламповое масло уходит слишком много денег, или что детей невозможно оторвать от книги и заставить работать по дому. Но в целом Pack Horse Librarians имели огромный успех – к концу тридцатых годов количество читателей перевалило за сто тысяч.

Сегодня американская система мобильных библиотек может по праву считаться одной из самых крупных в мире. Например, один только штат Кентукки обслуживает 98 машин, Калифорнию - 69, а Огайо - 66. Традиционная передвижных библиотек – по прежнему сельские жители, но в последнее время букмобили начинают проникать и в города – очень нужны там, где обычные библиотеки пришлось закрыть из-за недостатка финансирования. Букмобили пользуются огромной популяростью даже там, где, казалось бы, не должно быть никаких проблем с доступностью книг – в шумных ньюйоркских Бруклине и Квинсе.

Город и пригород – новая область работы букмобилей. У многих жителей мегаполиса не возможности попасть в полноценную библиотеку. Например, дети из небогатых семей часто вообще никогда не были в библиотеке – у их родителей нет на это ни денег, ни времени. Трудных подростков гораздо легче привлечь к чтению ярким, необычным книжным автобусом, а для бездомных это вообще единственная доступная возможность читать. Наконец, многие пожилые люди просто физически не могут добраться до стационарной библиотеки. Все эти проблемы с успехом решает букмобиль.

Как и в остальном мире, американские букмобили – это не только библиотеки на колесах, но и удобные мобильные площадки для разного рода социальных, образовательных и даже арт-проектов. Например, букмобиль Mobilivre – винтажный дом на колёсах пятидесятых годов, распространяющий редкие и малотиражные книги независимых издательств.